Женщины красились издревле: сурьмили брови, румянили щеки и посыпали парики пудрой. Но широкой модой на макияж мы несомненно обязаны кино. Начало положили звезды немого синематографа. В 1900 году парикмахер Макс Фактор впервые положил черный воск на ресницы Клары Боуи. Эпоха макияжа началась. Теда Бара и Глория Свенсон на экранах воплощали образы демонических женщин с томно подведенными глазами. Визажистов тогда еще не было. Киноактрисы накладывали грим самостоятельно, и каждая старалась как умела.
Несовершенство кинотехники и игра на заднем плане скрывали издержки их художественного вкуса. Когда стали больше снимать крупные планы, потребовались профессиональные стилисты. Звуковое кино сосредоточило внимание кинокамеры на губах. Джоан Кроуфорд и Бетт Дэвис ввели в моду хищный, пугающий, как «кровоточащая рана», бордовый рот. При этом не менее важным элементом считались брови. В тридцатые годы их следовало выщипывать и подводить карандашом, чтобы добиться формы полумесяца, как у Марлен Дитрих. Идолом 50-х была Одри Хепберн: густые ресницы, широкие брови вразлет, четко очерченные губы и длинная прямая челка. Эта девушка олицетворяла образ естественности и чистот
ы.И модницам пришлось отказаться от ярких губ Дэвис и выщипанных бровей Дитрих. Контурный карандаш заменила подводка для глаз. Губы стали закрашивать маскирующим карандашом, чуть позже появилась почти бесцветная бледно-розовая и бежевая помада, которая не должна была отвлекать внимание от подведенных, с наклеенными ресницами выразительных глаз. Элизабет Тейлор с начала шестидесятых довольно часто меняла цвет губ. Переходила от темно-красного к бледно-розовому, пока не нашла золотую середину перламутровый розово-красный цвет. Что же касается ее знаменитых глаз, тут она консерватор и более тридцати лет неизменно делает их a la Клеопатра.
Но, глядя в ее сильно подведенные, «кошачьи» фиалковые глаза, кто осмелится сказать, что такой грим уже не моден? Вообще говоря, мода модой, а параллельно ей всегда существует мощная консервативная основа. И на этой основе держится аристократизм, личное достоинство и ум. Яркий пример принцесса Диана, использующая простой традиционный прием: она подводит ярко-голубым карандашом нижний край века. Палома Пикассо придумала универсальный образ, который по ее расчету должен нравиться максимальному числу людей, фарфоровый цвет лица, драматически подведенные огромные глаза и ярко-красные губы.
Между тем типичными становятся кинокрасавицы, для которых косметики вовсе не существует. Гретта Скаччи вне съемочной площадки обходится и вовсе без грима, полагая, что и без этого достаточно хороша. И Джоди Фостер также убежденная противница make-up, считающая, что талант и профессионализм важнее искусственных хитростей.